НАВЕРХ

Против кого команда ФАС?

Иванов за трибуной
Н.Н. ИВАНОВ, депутат Государственной Думы РФ,

председатель ЦКРК КПРФ, 1-й секретарь Курского ОК КПРФ
на пленарном заседании в Госдуме РФ 26 февраля 2014 года
выступил с центральной трибуны.


Уважаемые коллеги!
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России призвана защищать конкуренцию. Под этим понимается, что защищают маленькие компании от крупных, слабые от сильных, Но, как мы все видим, в России с конкуренцией что-то не заладилось. Более того, есть тенденции к постоянному ухудшению состояния конкурентной среды. Рынки монополизируются. Многие рынки захватываются крупными транснациональными корпорациями. В чем же здесь проблема?
Создаётся впечатление, что федеральная антимонопольная служба с определенного момента стала работать не за, а против конкуренции, поскольку основным направлением ее деятельности, объектом преследования стал именно малый и средний российский частный бизнес. Судите сами: 56% дел, которые дошли до суда, ФАС возбудила именно против малого и среднего бизнеса. По делам, которые до суда не дошли, доля малого и среднего бизнеса — 80%.
Но ведь ФАС России изначально задумывалась как защитник маленьких компаний!
Экспертный совет и аналитический центр правительства РФ предлагали ФАС внести в российский антимонопольный закон, существующие во всем мире нормы, что малый бизнес не может быть признан монополистом, что он может заключать между собой любые соглашения, вплоть до так называемых картельных. Потому что соглашения компаний с небольшими долями рынка конкуренции не угрожают.
Но федеральной антимонопольной службе, видимо, удобно сохранение ситуации, когда она может, не считая доли рынка, прийти к любому индивидуальному предпринимателю, взять его договор, например, с его оптовиком, и назвать его картелем. За картель предусмотрена уголовная ответственность. А у ларька нет средств на судебную защиту, ему легче “откупиться” на месте. Согласитесь, это намного легче, комфортнее и прибыльнее для недобросовестных чиновников, чем бороться с настоящими, “зубастыми” монополистами.
Например, по РЖД возбудили дела не против повышения тарифов, а против того, что стали застилать постельное белье на верхних полках вагонов и пустили скоростные электрички. По мнению ФАС, это ограничивает конкуренцию, видимо, с плохими некомфортабельными электричками, а у потребителя обязательно должен быть выбор между застеленным и незастеленным бельем.
Зато когда некоторые сотрудники ФАС попытались возбудить дела против “Газпрома” за то, что он установил штрафы для промышленных потребителей как за перебор, так и за недобор газа, или против “Лукойла” за то, что он в одном регионе оптовую цену на бензин поднял выше розничной, то таких сотрудников быстро поставили на место.
Ежегодно ФАС возбуждает 55 тысяч дел. Совершенно очевидно, что в подавляющей своей массе это дела не против “Газпрома” и не против РЖД. Я думаю, что цифра в 80% дел против малого бизнеса на самом деле занижена.
Есть еще один интересный факт: в США, например, антимонопольщики взыскивают 90% штрафов и возбуждают 70% дел против иностранных компаний. Как правило, более крупные дела возбуждаются именно против иностранных компаний — европейских, корейских, японских. Получается, что их антимонопольная политика работает на укрепление конкурентных позиций своих компаний. У нас соответствующий показатель — 1%, а то и меньше. Получается, что мы бьем своих, а чужие все равно не боятся.
Ещё один пример, ФАС хочет заниматься продуктами интеллектуальной деятельности. Вообще, в мире не принято (и в России до сих пор тоже), что, если ты что-то изобрел, получил патент, то получил право на временную монополию. Иначе, зачем тебе изобретать? Так вот, ФАС хочет идти вразрез с этим принципом и карать изобретателей, называя их монополистами. По большому счету, ФАС увидела в растущем инновационном секторе экономики неохваченную ею нишу, и решила делать “палки”, то есть возбуждать надуманные дела против несчастных изобретателей.
Помимо того, что это вредно, это принесет огромный ущерб только поднимающемуся на ноги IT-сектору российской экономики. Это противоречит основам и Гражданского кодекса, и патентного законодательства, и вообще антимонопольной политике, потому что она действительно предусматривает так называемые иммунитеты для изобретений.
Но за борьбой ФАС с малым бизнесом стоят конкретные люди и судьбы. Приведу несколько примеров: ФАС выявила “картель” двух индивидуальных         предпринимателей, которые установили на площади детские батуты, где можно было прыгать за 50 рублей. По мнению ФАС, это был картельный сговор, и она за этот “сговор” наказала. Когда мы слышим слово “картель”, мы представляем каких-то сталелитейных магнатов, которые собрались где-то там у себя в штаб-квартирах и втихаря договорились в два раза повысить цены для потребителей. Но, по мнению ФАС, картель — это два индивидуальных предпринимателя, которые установили цену по 50 рублей для детей, прыгающих на батуте. После такого вмешательства батутов в городе Горно-Алтайске больше нет, и детям попрыгать просто негде.
Рокфеллер и Морган в гробу бы перевернулись от такой антикартельной политики!
В Хабаровске предпринимателя обвинили за то, что он повесил в своем ларьке плакат с креветкой, рекламирующий   пиво   (специальная   комиссия   ФАС признала креветку животным, а образы животных в рекламе пива запрещены).
В Новосибирске ТСЖ был признан монополистом по (!) поставке горячей воды своему арендатору.
В Тюмени  ФАС де-факто  помогает отъёму помещения у небольшой глазной клиники, возбуждая надуманные дела одно за другим (например, что в рекламе указали телефон доктора). Там же хлебоприемный пункт был оштрафован за несвоевременное представление информации в ФАС на сумму, превышающую фонд оплаты труда за 2 месяца.
Таксист   из   Костромы   был   оштрафован   за оскорбление хлеба (его реклама гласила “если в слове хлеб сделать 5 ошибок, то получится слово “такси”).
Маршрутка из Владивостока была оштрафована за то, что ходила в одно время с автобусом.
Эти примеры подтверждают, что ФАС необходимо изменить   подходы   к   формированию конкурентной среды.
Моё предложение ФАС — перестать “кошмарить” малый и средний бизнес и всерьёз заняться реальными монополистами и, конечно же, нужно немедленно привести российское законодательство в соответствие с современными требованиями.
Длительный срок обжалования предписания позволяет лицу, признанному нарушившим антимонопольное законодательство, в течение 3 месяцев уклоняться от исполнения выданного органом предписания, готовясь к его обжалованию.
Предлагаю: внести изменения в закон “О защите конкуренции”, сократив срок обжалования решения и  предписания антимонопольного органа с трех месяцев до одного.
О заработной плате
Зарплата сотрудников ФАС в регионах составляет в среднем от 10 до 15 тыс. руб. Это гораздо ниже, чем у региональных и муниципальных чиновников (в среднем 22-40 тыс. руб.). Более того, значительная диспропорция наблюдается и внутри самой службы между центром и регионами. Ожидаемое повышение, как стало известно из достоверных источников, распределится в Центральном аппарате на 50%, а в регионах на 15%. При этом объем задач и уровень ответственности, вклад в общее дело специалистов ФАС, независимо от их места службы (Москва или Магадан) очень высок! Эти факторы могут оказывать влияние на коррупциогенность при принятии ключевых решений. Кроме того, вследствие такой разницы в оплате туда происходит отток квалифицированных кадров из ФАС в региональные структуры власти, местного самоуправления и в коммерческие предприятия. Чтобы снизить такие риски, а также удержать квалифицированный кадровый состав, предлагаю решить вопрос о повышении денежного содержания сотрудников ФАС и распределить его при этом равномерно.
Хотелось бы надеяться, что данные предложения, продиктованные самой жизнью, найдут понимание в руководстве ФАС и в кратчайшие сроки войдут в правоприменительную практику.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие теги:<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>