НАВЕРХ

ПОДВИГ КАПИТАНА

день побелы22Когда-то в 70-х годах прошлого века Совмин Советского Союза решил строить авианосцы. Ленинградское ПКБ разработало несколько вариантов тяжелых кораблей от 50 до 80 тыс. тонн водоизмещения.
Пятый по счету авианосец был предназначен не только для вертолетов и ЯК-41 (самолет вертикального взлета), но и для самолетов МИГ и СУ.
В 1982 году его начали строить на Николаевской верфи. Но что-то не заладилось, и в проекте постоянно меняли то одно, то другое.
Первоначальное (еще на проекте) название “Советский Союз” при закладке на верфи изменилось на “Ригу”, а далее на “Леонид Брежнев”, “Тбилиси”, а вышел он в эксплуатацию как “Адмирал Н.И. Кузнецов”.

Для того чтобы читатель хотя бы немножко имел представление о нем, скажу, что длина его составляла 205 м, ширина – 75м. Осадка на глубину 10 м. Экипаж состоял из 1960 человек, а еще 626 летчиков авиагруппы и 55 офицеров.
После распада Советского Союза и возникновения Незалежной Украины ее президент Л.М. Кравчук издал указ о том, что все военные части, находящиеся на территории нового государства, автоматически становятся украинскими.
Так что находившийся в Севастополе авианосец стал частью ВМС Украины. Часть моряков возликовала: они были украинцами, а иные даже жили с семьями в Севастополе.
Нашла коса на камень. Однако камень обошли. Командир авианосца капитан 1-го ранга Виктор Степанович Ярыгин, хотя и колебался в принятии решения, все-таки принял верное. Правда, заручился поддержкой вице-адмирала Юрия Гавриловича Устименко.
И вот 1 декабря 1991 года авианосец взял курс на Дарданеллы и, нарушив указание первого незалежного президента Украины, прошел проливы, вышел в Средиземное море, чтобы затем пройти в военный порт Видяево, став частью Северного флота России.
Капитан корабля умело справился со своей задачей и осуществил переход из Черного моря за 27 суток.
Интересно, что “беглец” был обнаружен уже в Средиземном море. За ним наблюдал отряд американских кораблей, в том числе авианосцы. Американские вертолеты первое время назойливо маячили вдоль курса корабля. Затем в Атлантике эстафету наблюдения за авианосцем подхватили английские фрегаты и крейсеры.
Но наши парни имели крепкие нервы и на провокации не поддались. И вскоре вот оно – Видяево.
Так удачно завершилась эта операция. И, слава богу, а то авианосец мог бы стать жертвой рынка… Авианосец “Киев” был продан “самостийцами” Китаю и стал экзотическим рестораном на воде. Сколько, кто и куда положил миллионов долларов, выяснению не подлежит.
Теперь о командире авианосца-беглеца. Это наш земляк. Виктор Степанович Ярыгин, родился 1 июня 1947 года в с. Новоселки Фатежского района. В 1965 году, окончив Верхнелюбажскую среднюю школу, работал прессовщиком на заводе РТИ в Курске.
В 1967 году поступил в Калининградское высшее военно-морское училище, окончил его в 1972 и получил назначение на Северный флот с 1972 по 1983 годы. Служил на крейсере “Александр Невский”. В 1985–87 годах учился в Военно-морской академии и снова вернулся на Северный флот, став командиром авианосца…
После успешно проведенной операции Виктор Степанович служил на Новой Земле, где в то время успешно развивался научно-исследовательский полигон Морского НИИ и проходили многие секретные испытания.
С 1996 по 2002 годы В.С. Ярыгин служил в Москве, в Управлении кадров ВМС.
Вице-адмирал имеет несколько государственных наград, в том числе орден Красного Знамени за службу Родине, “За военные заслуги” и многие медали…

Ю. БУГРОВ, журналист.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие теги:<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>