НАВЕРХ

КОРРУПЦИЯ — угроза обществу

иванов на трибунеИз выступления Н.Н. Иванова, депутата Государственной Думы РФ, 1-й секретаря Курского регионального отделения КПРФ. на Пленарном заседании Госдумы РФ 8 декабря 2017 г.

 - Уважаемые депутаты!

За почти 28 лет существования новой России в результате приватизации госсобственности и выкачивания денег в оффшоры были вывезены почти 800 миллиардов долларов. Это 48 триллионов рублей или 3,5 государственного годового бюджета России. Это в белую, реально — своровано раз в пять больше.

Вот в чём соль: если не вернуть эти деньги в Россию, то к началу февраля 2018 года они будут арестованы властями США. Хранятся они, как правило, в долларах, а, значит, их местонахождение контролируется федеральным резервом США.

Самое время напомнить о законе, который минувшим августом подписал американский президент Трамп. С принятием этого закона все 800 миллиардов долларов, а скорее 48 триллионов рублей, вывезенных за рубеж, могут уйти в доход государства. Имя его — США.

Закон о санкциях против российской экономики и финансовой системы стремительно приняли конгресс и палата представителей США. И быстро — 2 августа — подписал президент Трамп.

Принятие закона явилось серьёзным предупреждением российским олигархам, губернаторам, госслужащим высшего федерального уровня, включая членов правительства, депутатов всех уровней. А также руководителям госкомпаний, кто положил средства на секретные счета в западных банках и оффшорах, скупал самую дорогую недвижимость в европейских столицах и США, организовывал бизнес на Западе.

Поставлена задача выявить наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов, определяемых по их близости к российскому режиму и размеру их состояния. А также выявление «источников доходов данных лиц и членов их семей (включая супругов, детей, родителей и братьев / сестёр), их активов, инвестиций и бизнес-интересов.

Первый доклад о том, кто и сколько наворовал и где хранят наворованное, будет опубликован в открытой печати в США 29 января 2018 года — за полтора месяца до выборов Президента России.

Пентхаусы Нью-Йорка, земельные латифундии и виллы во Флориде: всё это уже зафиксировано не в российском МВД — в Госдепе США, ФБР и ЦРУ. При этом европейские органы будут вынуждены Госдепу США молча помогать. И уже помогают. Французы не стали ждать, пока наших граждан ошкурят американцы, и принялись сами за экспроприацию вывезенных из России капиталов. В солнечной Ницце был арестован российский сенатор Сулейман Керимов. Обвинение в неуплате налогов. Арестованы счета и собственность на Лазурном берегу. Российский сенатор живет во Франции, где его арестовывают. Как такое возможно?

Уважаемые депутаты, коррупция — это не российское изобретение. Такая проблема существовала во все времена и во всех регионах мира.

Но в России ущерб от коррупционных преступлений, по сведениям Генеральной прокуратуры РФ, в 2016 году составил более 78 миллиардов рублей, в 2015 году он был 43 миллиарда рублей, а в 2014-м — 39 миллиардов рублей. Это означает, что средний размер взятки увеличивается.

Кризис в экономике заведомо умножает ее коррупционность. В опубликованном ежедневном исследовании Международной ассоциации бухгалтеров по объему теневой экономики Россия заняла 4-е место, оказавшись рядом с Украиной и Нигерией. Ее объем составляет у нас 33,6 триллиона рублей, это 39% от российского ВВП.

Фракция КПРФ видит следующие политические причины коррупции в России:

1. Непрозрачность власти.

2. Отсутствие эффективных правовых механизмов смещения коррумпированных лиц, многие из которых, даже будучи уличены в получении взяток, всё-таки избегают уголовного наказания.

3. Коррупция в правоохранительных органах.

Однако главное — это отсутствие политической воли к принятию адекватных законодательных и властно-организационных решений со стороны органов государственной власти.

Несмотря на это, понимание некоторых закономерностей между уровнем развития коррупции и политической системы у общества есть. Очевидно, что чем больше концентрация власти в руках управляющей социальной группы, тем сильнее она коррумпирована. Также понятно, что удаление крупного капитала от власти — это важнейшее условие подрыва коррупции, но для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и крупный капитал, но и исполнительную власть и контроль над ней.

Для преодоления коррупции фракция КПРФ предлагает следующие законодательные меры:

1). Создание специализированных структур по борьбе с коррупцией;

В Российской Федерации сегодня нет отдельного федерального органа исполнительной власти, на который были бы возложены полномочия по координации всех органов (как исполнительных, так и правоохранительных), ведущих работу по противодействию коррупции. Очевидно, что Президент Российской Федерации не может объять все сферы этой многогранной деятельности, хотя бы из-за отсутствия у него соответствующих полномочий в сфере судопроизводства. Предлагаю эти полномочия возложить на прокуратуру Российской Федерации.

2). Расширение контрольных функций парламента; В соответствии с п. 5 ст. 2 №77-ФЗ «О парламентском контроле», Палатами Федерального Собрания РФ осуществляется контроль противодействию коррупции. Однако ни Государственная Дума, ни Совет Федерации всё ещё не совершили ни одного заметного действия в этой сфере. В шестом созыве ГД фракция КПРФ трижды ставила вопрос о возбуждении парламентского расследования в отношении бывшего министра обороны А. Э. Сердюкова. Но, ни правительство, ни исполнительные органы власти не горели желанием объективно разобраться во всем произошедшем. В итоге решение так и не было принято. А Председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, после отставки Сердюкова отметил, что он был эффективным министром обороны. «Эффект» или, правильнее сказать, ущерб по более 40 эпизодам уголовных дел по «Оборонсервису»  превышал 16 миллиардов рублей.

3). Ужесточение наказания за коррупционные преступления; в 2011 году руководители Российского государства провозгласили необходимость усиления уголовной ответственности за взятки. После чего инициаторы закона провозгласили, что якобы отсидкой в колонии взяточника не напугаешь, а вот наказание рублем повлияет на корыстолюбивых мздоимцев. Однако, вопреки ожиданиям, это новшество пришлось по нраву нечестным чиновникам, и взамен пребывания в колонии он готов отдать всё, в том числе пойти на любой штраф. Тем более, что к моменту вынесения приговора он обычно оказывается без зарплаты и имущества.

Так, по данным Верховного суда за 2016 год в стране удалось взыскать лишь 14 процентов от общей суммы штрафов. Проводимая в настоящее время в стране уголовная политика в сфере противодействия коррупции находится в состоянии глубокого кризиса. Выход из него фракция КПРФ видит в полном отказе от либеральных моделей её формирования и реализации. Возврат к конфискации нажитого незаконным путём имущества и увеличению реальных тюремных сроков за взяточничество. Кардинальным решением проблемы борьбы с коррупцией могло бы стать принятие законопроекта о реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной законом № 40-ФЗ от 8 марта 2006 года.

4). Преодоление кумовства и неприкасаемости чиновников в борьбе с коррупцией; в настоящее время это ярко проявляется в назначении на должности и ключевые посты и покровительство по принципу родственных и личных связей. По принципу землячества или принадлежности к правящей партии. Благодаря подобным фактам власть теряет способность к управлению, становится управляемой извне, деградирует, что приводит к развалу государства. Фракция КПРФ предлагает внедрить принцип равенства всех чиновников перед законом и ограничить существующие в России «иммунитеты».

5). Создание законодательной базы для использования экономических инструментов и санкций для борьбы с коррупцией; по статистике, из 15,5 миллиарда рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в прошлом году удалось вернуть лишь 588 миллионов рублей. Это весьма скромный показатель. И основная причина, прежде всего в том, что, во время прокурорских проверок должностное лицо имеет возможность уйти по собственному желанию, и тогда законных мер по завершению данной проверки попросту нет. Такая ситуация обстоит и с отчуждением имущества лица, в отношении которого осуществляется проверка. Мы предлагаем расширить полномочия прокурора в том, чтобы он предъявлял иски не только по материалам контролирующих структур, но и по материалам собственных проверок. Поскольку сведения о доходах и имуществе у нас в стране представляют служебную тайну, отсутствует прозрачность и контроль за финансовой деятельностью со стороны гражданского общества. Также отсутствуют механизмы возврата преступно нажитых активов из — за рубежа. Мониторинг этой деятельности сейчас осуществляют только иностранные неправительственные организации, которые по требованию могут предоставить информацию о счетах, недвижимости и других активов, по запросу любым силовым структурам, в том числе и недружественно настроенным по отношению к руководству нашей страны. Пока у нас нет подобной структуры, мы отдаём инструмент манипулирования внешним силам.

6). Одно из главных политических условий успешной борьбы с коррупцией КПРФ видит преодоление политического монополизма в стране.

В самое ближайшее время КПРФ обсудит на своём пленуме эти вопросы и вынесет их на широкое обсуждение.

Предлагаем Государственной Думе поддержать инициативы КПРФ.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие теги:<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>