НАВЕРХ

ЭТО И НАША ПОБЕДА!

курская битваВо время Великой Отечественной войны по-разному складывались судьбы тружеников тыла нашей области. Например, для машиниста локомотива Анатолия Павловича Короткова трудовая деятельность началась в железнодорожном депо Курска сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. 15-летним подростком из деревни Михайлово Курского района в 1943 году он начал работать в этом трудовом коллективе учеником слесаря.
- У меня дедушка Максим Никифорович был железнодорожником, — рассказывает Коротков. — Мама Софья Александровна работала в железнодорожной столовой. Она и попросила начальника паровозного депо Александра Ивановича Мисяка помочь в моем трудоустройстве. К большому горю, моего отца Павла Максимовича уже не было в живых. Он как настоящий коммунист в звании капитана погиб в Вяземской оборонительной операции еще в 1941 году.

Время было военное, рабочих рук не хватало, поэтому приходилось заниматься ремонтом паровозов по 13-15 часов в сутки. Первым наставником Толи Короткова был опытный машинист Николай Иванович Носонов. Он сразу обучал парнишку и слесарному делу, и устройству паровоза, что в дальнейшем очень пригодилось при вождении железнодорожных составов. Именно в паровозном депо молодой Коротков впервые узнал, откуда произошла поговорка “Закон — что дышло: куда повернешь — туда и вышло”. Оказалось, что устаревшее слово “дышло” — это оглобля между двумя лошадьми, прикрепляемая к передней оси повозки при парной запряжке, которая служит как для поворота, так и движения повозки. Есть паровые дышла и в паровозе. Эти механизмы способствуют движению локомотива по рельсам вперед или назад. Но не только это интересовало Анатолия, ведь шла война, и никто из железнодорожников не знал, что его ждет завтра.
- Если честно, нас, ремонтников депо, не покидало чувство страха, — вспоминает Коротков, — так как в преддверии Курской битвы немецкая авиация начала все чаще наносить бомбовые удары по всем железнодорожным узлам области. Так, 11 апреля 1943 года 57 немецких самолетов бомбили наш железнодорожный узел около 9 часов. Горели здания, вагоны, рвались боеприпасы, гибли люди. На эстакаде погибла вся вторая комплексная бригада, ремонтировавшая паровоз вместе с бригадиром Щербаковым.
Но самое страшное, что удалось пережить Короткову, – это бомбежку фашистской авиацией Курского железнодорожного узла 2 июня 1943 года. Враг бомбил станцию целые сутки. Налеты следовали один за другим. Только ранним утром 3 июня наступила тишина. В этих налетах участвовало 824 немецких самолета. Было сброшено 2 тысячи бомб. Многие из них замедленного действия — до 72 часов.
- Это был сущий ад, — говорит Анатолий Павлович, — Практически все здания были разрушены, в том числе и вокзал. А немцы со всех сторон по 20—40 самолетов продолжали бомбить. Стреляли наши зенитки, в небе шли воздушные бои советских и немецких летчиков. Казалось, что всему этому не будет конца. Возле угольного склада стоял воинский эшелон с красноармейцами. Чтобы спастись, солдаты начали прятаться во рву за этим угольным складом. Но при очередном налете фашистов бомбы попали прямо в ров и все, кто там был, погибли. На следующий день мы засыпали убитых бойцов землей. А уже потом военные вывозили их трупы для захоронения.
Но надо отдать должное курским железнодорожникам. Сквозное движение поездов через Курский железнодорожный узел уже возобновилось через 35 часов. Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, вспоминая об этих днях, писал: “Исключительный героизм проявляли железнодорожники Курского узла, восстанавливавшие разрушения под разрывами неприятельских бомб”.
В этом же году Анатолий Коротков начал обучаться на машиниста локомотива в Курской дорожной технической школе, готовившей кадры массовых профессий железнодорожников. Эта двухэтажная школа тогда находилась там, где сейчас трамвайное кольцо возле железнодорожного вокзала. В школе изучали устройство и эксплуатацию паровозов серий “Ов”, “Эм”, “Эр” и других.
- Самой безотказной машиной, простой в ремонте и обслуживании, — уточняет ветеран, — считалась серия “ОВ”, получившая прозвище “овечка”. Всеядная «овечка» могла отапливаться углем, мазутом, дровами и торфом, что лучше всего подходило для военного времени. А паровоз Эм 728-73, так называемая “эмка”, сейчас находится на вечной стоянке — на территории локомотивного депо в честь боевых и трудовых подвигов курских железнодорожников.
Составы, где работал Коротков, перевозили военную технику, боеприпасы, красноармейцев. Особенно много военных грузов доставлялось в Поныри, где железнодорожная станция также была разрушена фашистами. Составы загоняли в тупик, и танки прямо с платформ своим ходом отправлялись к месту боев. Очень часто кочегарами на курских паровозах работали девушки и женщины – сразу по трое. Одна открывала и закрывала топку, другая подавала уголь, а третья колола уголь в тендере.
- Правда, в 1942 году, — рассказывает Анатолий Павлович, — вышел в свет приказ за подписью Иосифа Сталина, об отзыве железнодорожников с фронта и возврате их на прежние трудовые участки работы. Но все равно, на железнодорожном транспорте на мужчин был большой дефицит.
Короткову пришлось перевозить и депортированных в 1944 году крымских татар. Кстати, в процессе немецких карательных операций с участием крымско-татарских националистов были истреблены более 90 тысяч мирных жителей Крыма, 47 тысяч военнопленных и 85 тысяч человек угнано в Германию. Уничтожались в основном русские, украинцы, евреи, греки, цыгане.
И вот настал долгожданный День Победы 9 мая 1945 года, который Анатолий Коротков встретил на рабочем месте.
- Сколько же было радости на лицах наших людей, восторга, — вспоминает он. – Разносились возгласы: “Это и наша победа! Победа курских железнодорожников!”. Одним словом, радовались все, но работы на железнодорожном узле не прекращались, график движения составов строго соблюдался.
По словам ветерана, в военное время курский железнодорожный узел работал без сбоев, за исключением времени немецкой оккупации. Кроме того, в Курске в начале войны было построено два бронепоезда с артиллерийским и пулеметным вооружением. Уже 21 октября 1941 года, всего за шесть дней, был оборудован первый бронепоезд. Ему поручили нести охранную службу на участке “Курск — Букреевка”. А 30 октября курские железнодорожники передали и второй бронепоезд частям 2-й гвардейской дивизии, защищавшим Курск. В 1946 году началось масштабное восстановление разрушенной фашистами инфраструктуры станции Курск. Строительство современного здания железнодорожного вокзала и обустройство Привокзальной площади было завершено в 1952 году. Магистраль “Москва — Курск” была электрифицирована в 1959 году, а годом позже был электрифицирован участок “Курск — Белгород”.
В послевоенное время Анатолий Павлович водил и товарные, и пассажирские поезда. Хорошо освоил не только паровозы, но и электровозы и тепловозы. Окончил вечернюю среднюю школу, за что получил благодарность. В 1957 году как активного, инициативного члена коллектива депо и грамотного машиниста Анатолия Короткова приняли в ряды КПСС. В его послужном списке уже была масса благодарностей и денежных премий. Среди них — за достижение успехов в дорожном конкурсе на лучшего машиниста, за успехи в предоктябрьском и предмайском социалистическом соревновании, за проявление инициативности в деле промышленного ремонта, экономию топлива, за перевыполнение основных производственных показателей. В общей сложности, в локомотивном депо он проработал 49 лет.
Так уж вышло, что в 40-летнем возрасте у Короткова умерла жена Антонина Михайловна. Осталось двое детей. Сейчас дочь Лидия Анатольевна живет в Воронеже, а сын Виктор – в Полтаве. Все пережитое сказалось и на здоровье 88-летнего Анатолия Павловича, он стал инвалидом 2-й группы. Но труженик тыла не теряет оптимизма. Главное, что его сейчас беспокоит – это худая крыша дома, где он живет. У него на ремонт нет ни сил, ни средств. Правда, сейчас при активном содействии совета ветеранов крыша дома труженика тыла будет отремонтирована за счет Курского локомотивного депо.
Анализируя события Великой Отечественной войны, все архивисты сходятся на том, что в победу над немецко-фашистскими оккупантами большой вклад внесли и курские железнодорожники. Поэтому в 2013 году в честь их боевых и трудовых подвигов рядом с вокзалом был открыт Памятный знак.
- Во время войны в очень непростых условиях, под бомбежками наши железнодорожники поставляли для фронта боевую технику, вооружение, продовольствие, личный состав, — говорит председатель совета ветеранов Орловско-Курского региона Московской железной дороги Александр Иваненко. — Поистине героический вклад они внесли в обеспечение победы в Курской битве. Все усилия гитлеровцев сорвать движение поездов через Курский узел оказались тщетными. Только с апреля по июль 1943 года было принято 2513 и отправлено 2732 воинских эшелона.
Во всем этом большая заслуга тружеников тыла – таких, как Анатолий Павлович Коротков.

Серафим БЫХУН.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие теги:<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>